Очередная порция фокусов В.А. Чудинова с изображениями этрусских артефактов

1. Прошлое, как выясняется, таит немало интересного, а для тех, кто не интересовался какими-либо вопросами специально, так и вообще - много нового. Среди этого интересного и нового, попадается к тому же и загадочное. Именно к нему-то и относится история и культура этрусков. Вот здесь достаточно подробно описаны особенности росписи стен этрусских гробниц.

Есть среди прочего и та же фотография (стенопись в т.н. гробнице авгуров), которую не так давно В. Чудинов "осчастливил" своим "прикосновением":


Но в настоящее время нас привлекло немного другое, а именно - более раннее его знакомство с такого рода памятниками в его книжке "Вернем этрусков Руси". На с. 376 Чудинов помещает изображение, восходящее к книге П.П. Орешкина "Вавилонский феномен" (М., 2002, с. 64), предваряя его появление таким объяснением: "...заимствую у П.П. Орешкина, не имея представления, откуда он сам мог его заимствовать и почему фрагментарно" ("Вернем этрусков Руси", с. 375).


Сама иллюстрация комментируется Чудиновым следующим образом: "На голове у человека, которого хотят ужалить, находится надпись _мим_, а в отраженном цвете можно прочитать слова _пит икс_. Вероятно это актерский псевдоним" (с. 376).
Этакая оперетта получилась: "мистер Питкин в тылу врагаИкс у этрусков" ("Устал я греться у чужого огня..."). Наиболее оригинальные места "чтения неявных надписей" подсвечены бледно-желтым и бледно-розовым (последним - только что упомянутые "обозначение профессии" и "творческий псевдоним"). Если же обратиться к более-менее нормальной фотографии того же самого фрагмента стенной росписи, то станет хорошо видно, что Чудинов, как обычно принимает желаемое за действительное: ничего похожего на те линии прически, по которым Чудинов читает про "мима" - "мистера Икс" на самом деле - нет и в помине.

Да и с фрагментом возле локтя демона - тоже какая-то петрушка получается... (есть и другой вариант картинки росписи гробницы чудовищ). Также, совершенно понятно, что всевозможные перинверсии каких-либо фрагментов используемой Чудиновым картинки, не дадут ровным счетом никакого представления о том, что же на самом деле на этих стенах изображено.
Есть, собственно говоря, и "нефрагментированное" изображение (зарисовка):

(из книги J. Martha L'Art étrusque. Paris, 1889), а есть и фото "с натуры":


2. Есть в книге Чудинова (с. 371) и фотография интерьера одной из гробниц в Популонии (разумеется, обписанная русскими надписями так, что просто плюнуть некуда...):


Особенность этого случая чудо-чтения в том, что поверхность стен имеет столь многочисленные естественного характера выщерблины, что затеряться там могут не только русские надписи, но и вообще - какие угодно. Вторая особенность этого случая в том, что данное сооружение не слишком-то огромных размеров и вполне соизмеримо с человеческим ростом, так что "выявленные" Чудиновым на "замечательного" качества фотографии (полагаю, что перед нами в очередной раз ксерокопия, а анализу "на буквы" подверглись растровые точки) буковки должны быть слишком хорошо видны невооруженным глазом, да еще и в ясную погоду... Приглядимся?







Некоторые сведения об этом памятнике можно получить здесь. Есть похожее изображение и в хорошо известной Чудинову книге Г.И. Соколова "Искусство этрусков" (М., 2002, с. 116).
Справедливости ради отметим, что Чудинов использовал в качестве исходной фотографию из другой книги ("Этруски. Италийское жизнелюбие". М., 1998. С. 65):


3. В указанной книге Г. Соколова есть еще несколько использованных Чудиновым для своего любимого "выявления неявных надписей" иллюстраций погребального характера, которые мы и предлагаем сравнить с тем, во что их сумели превратить руки чудо-микрокриптографа.
Итак, начинаем сравнение.

3.1. Вот эту "картинку":


Чудинов преизвращает вот в это... И, конечно же, "читает" (с. 497)... И, конечно же, находит... Кого бы вы думали? - "Антов", "корсиканов", от которых остались рожки да ножки"кожа и мощи"


3.2. И вот такую иллюстрацию, взятую у Г. Соколова (с. 34; у Чудинова ошибочно указано - "с. 35") Чудинову удалось превратить и "прочитать" (с. 506):


 Ох и ловок же...

3.3. Всего через пару страниц (в книге Г. Соколова) мы встречаемся с хорошо известным нам случаем:

Как Чудинову удалось сотворить такое:



4. И, напоследок, несколько слов о зарисовках.
В книге Р. Блока "Этруски. Предсказатели будущего" (М., 2004), которую Чудинов активнейшим образом использует в качестве источника иллюстративного материала для своих поисков "неявных надписей", есть вот такая, ни на что особо не претендующая картинка (с. 17):

А вот так этот же рисунок выглядит в другой посвященной этрускам книге (Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970. С. 7.)



Интересно было бы посмотреть, как эти вариации соотносятся с оригиналом? Не так уж это и невозможно... Искать надо, как совершенно правильно отмечено в книге Р. Блока, книгу Дж. Байреса "Гипогеи" (James Byres's Hypogaei, or sepulchral caverns of Tarquinia the capital of Etruria, 1842). И вот, что мы там находим:



В общем и целом, конечно, похоже... Но, как говорил один знатный мастер своего дела: "Да вот "Нимфа"... Уже и них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я - фирма старая...".
Согласитесь, ведь очень хорошо, когда есть с чем сравнивать, и очень плохо, когда кругом - один Чудинов... Утешает одно - горе-исследователи приходят и уходят, а памятники и настоящие исследования - остаются

Спасибо за внимание!
До новых встреч!

По материалам  ЖЖ ser_serg(с согласия автора) 

Другие работы того же автора с критикой В.А. Чудинова

Hosted by uCoz