Продолжение
(начало здесь)


<



Теперь попробуем поискать варианты сочетания характерных особенностей форм одновременно для нескольких знаков. Прямые линии как элемент обозначения 3-го знака (Рак) и неперпендикулярное (наклонное) расположение линий для 5-го (Стрелец) можно встретить в книгах рубежа XIX-XX веков: Holmes Merton "Heliocentric astrology" (1899) на с. 17 (отметим наличие закруглений при обозначении 6-го знака) и C. de Saint-Germain "Practical astrology: a simple method of casting horoscopes..." (1901) на с. 16 (см. также: 1, 2, 3); наклонное положение стрелки для 5-го знака в сочетании с дугообразными (а не прямыми) линиями для 3-го знака и наличествующими закруглениями для 6-го знака встречаются в книге Luke Broughton "The elements of astrology" (1898) на специальной вставке. Те же особенности для 3-го и 5-го знаков в сочетании с отсутствием закруглений для 6-го знака можно обнаружить в учебнике астрологии почти что двухсотлетней давности - Rob. С. Smith "A manual of astrology, or The book of the stars" (1828) на с. 57 (см. также: 1). Однако, прямые линии для 3-го знака и отсутствие закруглений для 6-го знака прекрасно сочетаются со строго перпендикулярным положением линий для 5-го знака в книге Max Heindel "The message of the stars" (1918) на с. 64 (см. также: 1, 2, 3, 4), равно как и с неперпендикулярным: в книге  E. Sibly "A new and complete illustration of the celestial science of astrology" - опять-таки, почти двухсотлетней давности (1817) - на с. 84. Отметим и еще одну вариацию: прямые линии для 3-го знака, наличие закруглений для 6-го и перпендикулярное расположение линий для 5-го знака на одной странице и - те же особенности для 5-го и 3-го знаков при отсутствии закруглений для 6-го знака на другой в издании книги "An introduction to astrology" (1852). Примечательно и то, что последняя из названных книг восходит к более ранней - изданному в 1659 г. труду: William Lilly "Christian Astrology", в котором на с. 27 приведены интересующие нас изображения знаков зодиака:

Хорошо видно, что особенностью для 11-го знака (Весы) в данном случае является наличие четко выраженных "торцов" как для верхней, так и для нижней линий, а "кружок" для 1-го знака (Лев) представляет собой простое закругление... Не менее интересным можно считать и дальнейшее "развитие"  тех самых "торцов" для 11-го знака в книге Hor. N. Robinson "An elementary class book on astronomy in which mathematical demonstrations" (1860, его же перу принадлежит книга "Elements of Analytical Geometry and the Differential and Integral Calculus", изданная годом ранее)  на с. 16-17:


Однако, здесь, кроме весьма специфичного вида для 11-го знака (для верхней линии "торцы" превратились уже в полноценные продолжения), можно встретить уже знакомую нам вариацию для 5-го знака (Стрелец) - в виде четко выраженных двух стрелок (то есть, это уже четвертый из встречавшихся нам видов знака: 1) "стрелка + перпендикулярное расположение линий", 2) "стрелка + неперпендикулярное расположение линий", 3) "стрелка + дуга"), которая уже встречалась в "The Encyclopaedia Britannica". Тот же самый вид для 5-го знака - "две стрелки" - представлен и в книге "L'astrologie grecque" (1899) на с. xix, 57, 236 спокойно соседствующим с другим видом - "стрелка + перпендикулярное расположение линий" - на с. 152, 156, 161, 405 (обратите внимание и на изменение формы линий для 3-го знака (Рак) - с дугообразных на 152-й стр. к прямым на 156-й и 161-й стр.).

Но самым, пожалуй, интересным сочетанием графических особенностей следует признать иллюстрацию в книге Henry Dircks "Scientific studies, or, practical, in contrast with chimerical pursuits, exemplified in two popular lectures" (1879):

(plate1)
 
Здесь мы видим не только закругления для 6-го знака (Овен), но и симметричные "хвостики" для 1-го знака (Лев). Кроме этого, здесь представлены "стрела с оперением" для 5-го знака (Стрелец), остроугольные волны для 7-го знака (Водолей) и редкостная модификация для 2-го знака (Козерог). Те же самые симметричные "хвостики" для 1-го знака - только уже превратившиеся в окружности (и известные нам по изданию "The Encyclopaedia Britannica") - можно отыскать в книге М. de Camburat "Abrégé de la vie et du système de Gassendi" (1775) на с. 22:



Не представляется возможным обойти вниманием и изданную в 1585 году "Космографию" (Francisco Barocio "Cosmographia in quatuor libros distributa summo ordine miraque facilitate, ac breuitate ad magnam Ptolemaei mathematicam constructionem, ad universamque astrologiam institutens..."), на с. 57  которой находится схема с достаточно своеобразной графикой знаков зодика:

Начнем перечислять отличия от графики использованного Чудиновым варианта по уже устоявшемуся чудо-порядку: для 1-го знака (Лев), как и чуть ранее - в изданной столетием позже "Христианской астрологии" У. Лилли - наблюдаем не окружность, а закругление; для 2-го знака (Козерог) - форма близка к "ъ", но "хвостик" от петли не опущен вниз, а почти горизонтален (приближаясь к параллельности верхней - горизонтальной - линии); для 5-го знака (Стрелец) имеем "стрелка+перпендикулярные линии", отягощенное внушительными торцами; изображение 6-го знака (Овен) не имеет даже намеков на закругления; для 7-го знака (Водолей) имеем скругленные, а не остроугольные волны; поперечная линия в 8-м знаке (Рыбы) не выходит за границы дуг; для 10-го знака (Скорпион) предложена практически неузнаваемая конструкция (видимо, с целью избежать близости к изображению для 9-го знака (Дева)); обе линии в изображении 11-го знака (Весы) имеют четко выраженные торцы. Вот такая получается раснесходимость...

Завершая наш небольшой, но, хочется верить, полезный - с познавательной точки зрения - обзор литературы, обратимся к книге известнейшего Агриппы Неттесгеймского (о нем, если внимательный читатель ещё помнит, как раз и упоминалось в цитировавшемся Чудиновым поясняющем тексте) " De occulta philosophia" (1550), в которой можно найти весьма примечательные иллюстрации:

(р. 170)                                                                               (p. 269)

Для нас они важны именно тем, что хотя и помещены в посмертно вышедшем издании, не сохраняют строгости в изображении деталей обозначений знаков зодиака, косвенно подтверждая тем самым акцент на простой узнаваемости этих самых знаков, а не на содержащуюся в их графике специально зашифрованную информацию. Хотя, если говорить о "тайных знаниях", о чем так много и с таким удовольствием любить потрепаться Чудинов, как раз у Агриппы этих самых знаний, как представляется, было больше чем достаточно и уж "овладеть руницей" (чтобы передать "послание для потомков") для него - при необходимости - не составило бы особого труда...

2.4. Подведем предварительные итоги.
Мы выборочно просмотрели европейские и американские книги, издававшимися на протяжении более чем пяти столетий (начиная с "Astrolabium planum...", вышедшей в 1488 году), вплоть до наших дней (последние по дате издания - отечественная "Астрология для всех" и англоязычная "A Brief History of Ancient Astrology", вышедшие в 2007 году). Поскольку пред нами не стояла задача выявить происхождение или проследить историческое развитие условных изображений для знаков зодиака, или же отыскать какие-либо закономерности в исключительном сочетании различных вариаций для определенных знаков, результаты нашего обзора будут весьма скромными - в виде простого ознакомления с огромным разнообразием форм этих изображений. Причем, как выяснилось, для отдельных знаков (и, в первую очередь, для "Козерога") число встретившихся нам вариантов весьма значительно, тогда как некоторые знаки  изменялись в пределах логически допустимых вариантов.

Полагаем, что будет небесполезно представить наиболее характерные вариации форм знаков, с которыми мы встретились за время нашего книгопутешествия, в виде сводной таблицы:

(пронумерованы - использовавшиеся Чудиновым графические варианты знаков зодиака)

Самое главное - не упустить из виду то обстоятельство, что во всей просмотренной нами литературе только однажды удалось найти практически полное совпадение с комплексом знаков - в современном (1993) русском переводе книги "Астрология от А до Я" (причем, как мы помним, в оригинальном издании формы знаков - иные). Таким образом, на основании изучения материала представленных источников нет возможности утверждать, что знаки зодиака непрерывно сохранялись в неизмененной конфигурации со сколько-нибудь обозримого прошлого (напоминаю, что terminus post quem в нашем случае - конец XV века).

Да, но - могут нам возразить, - ведь у Агриппы "Стрелец" и некоторые другие знаки имеют точно такую же форму, как и в рассуждениях Чудинова. Совершенно верно, - скажем мы - Агриппа в данном случае как раз может иметь тот авторитет, на который можно было бы опереться при своеобразной "авторизации" целого комплекса знаков. Ведь по гипотезе Чудинова кто-то когда-то использовал "руницу" при создании этих самых знаков (которые, как он считает, ему удалось расшифровать), и этот кто-то должен был бы, по логике вещей, обладать специальными знаниями (в том числе - и русского языка) для выполнения столь хитроумной задачи (оставим пока что в стороне не очень ясную цель такого "послания в будущее"). У кого же еще, как не у Агриппы Неттесгеймского и Иог. Ангелуса предположить наличие таких специальных знаний? Хотя, скажем сразу, еще несколько человек из вереницы авторов рассматривавшихся нами книг могли бы претендовать на владение исключительными знаниями. Но ведь дело-то в том, что весь комплекс знаков в том самом, подвергшемся чудо-разложению, виде у "авторитетов" не встречается. Для успешного решения "чудо-задачи" логичнее было бы "ухватиться" за какого-нибудь одного старинного автора и "раскладывать" встретившийся именно у него вариант изображений, а потом уже (как это обычно и делает Чудинов), задним умомчислом объявить этого автора счастливым обладателем особого знания - как это произошло, к примеру с А.С. Пушкиным: "С тех пор Пушкин стал посвященным. Не секрет, что он овладел древнерусским письмом – руницей – и успешно ею пользовался" - и сетовать на позднейшие искажения в угоду "проклятому Западу" и всяким там "...фобам". В нашем случае Чудинов пошел другим путем - взял набор знаков "с потолка" и стал крутить свою шарманкус лету заниматься разложением... (Хотя, честно говоря, учитывая "способности" Чудинова, нет ровным счетом никакой увернности в том, что он не возьмется за какую-либо из обнаруженных нами иллюстраций и... с тем же самым успехом "прочитает" какие угодно вариации графики знаков, но теперь уже - в комплексе!)


Окончание следует...



По материалам  ЖЖ ser_serg 1 (с согласия автора) 

Другие работы того же автора с критикой чудиновщины





Hosted by uCoz