Окончание
(начало здесь: 1, 2, 3)
9. Собственно говоря, "разбор" изображений на мозаиках в чудо-опусе "Тайнопись на русских иконах" состоит из трех разделов: "Лик Спасителя" (сс. 334-409), "Лик Богородицы" (сс. 410-457) и "Апостолы и святые" (сс. 458-489). В последнем разделе, кроме уже рассмотренного нами (п. 8) позорнейшего "чтения" размазанной фотографии изображения апостола Андрея Первозванного
(мозаика Киевского Софийского собора), имеется и "чтение" хорошо известного в отечественной культуре памятника - шитого покрова с изображением св. преп. Сергия Радонежского (с. 484-485).
9.1. Напомню, что сам достаточно древний (XV в.) покров выглядит следующим образом:
Чудинов, обозвав всё это изображение ликом ("Так, на одном из покровов был вышит его лик..."), решил посмотреть на "воротник": "Следует обратить внимание на воротник святого, где складки очень напоминают знаки слогового письма. Если развернуть каждое из изображений воротника, левое и правое, на 90°, получим две лигатуры, на рисунке позиция 2 и позиция 3.
Первая из них может быть прочитана как ВОИНЬ, то есть воин, позиция 4, а вторая - как КЪЛИКОВЪ, то есть КУЛИКОВ, позиция 5. Тем самым, Сергий Радонежский прославлялся на этом покрове как ВОИН КУЛИКОВ - воин Куликовской битвы. Я полагаю, что в данном случае мы имеем дело с тайнописью, предназначенной для монахов и священников, но не прихожан. То, что святой сам был воином, нам прежде не было известно и, видимо, специально не предавалось огласке. Но, возможно, что речь идет о его воинских подвигах и в переносном смысле" (с. 484). Во всем этом чудо-словонагромождении забавляет - как и в рассматривавшемся нами ранее случае с чудо-чтениями знаков зодиака - весьма вольное обращение Чудинова с выдуманным им же самим "силлабарием". Напомним, что по последним, уточненным в 2007-м году самим Чудиновым, данным он выглядит вот так:
А теперь, давайте внимательно посмотрим на то, что же Чудинов предлагает сделать с "воротником" для того, чтобы получились так нужные ему "слова":
Не правда ли, весьма изящное решение? И, главное, отличающееся не подлежащей сомнению достоверностью... За исключением, пожалуй, того немаловажного обстоятельства, что Чудинов очень давно и очень крепко позабыл старинный принцип "Cacatum non est pictum", который как раз и не позволяет внезапному приступу парейдолии возобладать над здравомыслием, настоятельно требуя аргументированности (1, 2, 3) утверждений о наличии однозначно интерпретируемых связей дополнительного (по сравнению с основной функцией, определяемой целостностью изображения как такового) характера между теми или иными элементами изображения. Чудинов, правда, на такие требования и внимания-то не обращает - он же и так самый-самый во всех областях!.. И вместо необходимой в таких случаях аргументации (формулирования чётких критериев для трактовки фрагментов изображения как составных элементов знаков какого-либо вида письменности) предлагает ссылки на... описания своих же чудо-чтений.
Предлагаемый Чудиновым вариант "чтения" на "воротнике", кроме родовой травмы (своего изначально нафантазированного происхождения), страдает еще и тем, что в случае с _воинь_ (поз. 4) знаки вруницы должны бы читаться несколько иначе: ва+(и/ы)+(не/нь/нй/ня). А для _во_ в чудо-врунице используется совсем другой знак, как и для _въ_ в высосанном из соседнего чудо-пальца (поз. 5) "къ+(лы/ли/ля/лю/ль)+?+ва".. Но Чудинов и тут оставил себе лазейку: "...одна и та же руна может иметь несколько чтений, хотя и близких, но все же различных. Тогда для чтения следует руководствоваться контекстом". Как обычно, Чудинов просто "подтягивает" под заранее требуемый результат не только трактовку "знаков" никогда не существовавшей в действительности и имеющейся исключительно в воспаленном чудо-воображении вруницы, но и сами "исследуемые" им линии. Ведь главное - чтобы хоть тушкой, хоть чучелом получилось что-нибудь, хотя бы отдаленно напоминающее русское слово, а дальше уже начинаются виртуозные чудо-махинации для отвода глаз и заговаривания зубов и запудривания мозгов: "это мы читаем так, а это мы прочитаем сяк"...
9.2. Какие же выводы делает Чудинов на основании своих чудо-чтений? Может быть - самые безобидные? По итогам "работы" с зарисовками и разного качества фотографиями в трех указанных выше (п. 9) разделах (часть предлагаемых им вариантов "чтений" уже анализировалась нами) Чудинов предлагает внести свой весьма ощутимый вклад в 1) христианскую догматику (как католическую, так и православную), 2) библеистику, 3) историю православной Церкви, 4) литургику и 5) историческую географию...
Делает он это следующим образом: "...все [рассмотренные] иконы с изображением Иисуса Христа подчеркивают, что события, связанные с ним, происходили в Руси Яра, а сам облик Иисуса - это облик Яра. Правда, кем приходится Иисус Христос Яру, имеются разночтения: на одних иконах Иисус является внуком Яра, на других - сыном... Далее, насколько я могу судить по анализу совершенно других источников, Яр являлся одной из ипостасей бога Рода... В таком случае, отцом (наиболее частая версия) или дедом Христа был бог Род, который и стал христианским Саваофом или Иеговой" (с. 406), "...наполняется новым смыслом история борьбы иконоборцев и иконопочитателей в Византии. <...> Иконопочитатели считали, что никакое исправление икон невозможно и христианство следует считать этапом развития русского (славянского) ведизма, а Византию - Живиной Русью. Иконоборцы, напротив, полагали, что христианство по происхождению следует связать с наиболее пестрой по истории землей - Иудеей и Галилеей, где весьма трудно провести грани между различными этносами по территории и по времени, а иконы, хранящие традицию, следует уничтожить. Результатом этой борьбы стал компромисс: иконы, как достояние общественного сознания, имеющие историческую ценность, сохранить, однако, русское прочтение их тайнописи для общественности прекратить. Для этого весь христианский ритуал стал разрабатываться на греческом языке, и Священное писание было создано также на греческом языке, как якобы переведенное с иврита 70-ю толковниками (септуагинта)" (с. 455; везде при цитировании выделено мною)...
Вот, оказывается, до чего доводит парейдолия о чем повествуют "неявные надписи"! ("К большому сожалению, пока руны Рода читает всего несколько последователей В.А. Чудинова, например, Леонид Шершнёв, Павел Калугин, Елена Миронова, Светлана Галицкая и некоторые другие. Руны Макоши, кроме В.А. Чудинова – пока никто. Противники В.А. Чудинова из лагеря академической лингвистики делают всё, чтобы показать, что древнейшая русская письменность – это плод фантазии всего лишь одного исследователя, о котором они стараются измыслить всяческие мифы".) А люди-то - поди, не самые необразованные - столько всего понаписали, в частности, про иконоклазм, а оно, ишь ты, как все непросто завернулось! Правда, теперь не очень понятно, что же делать со всеми теми историческими источниками, которые - как назло! - уже не одну тысячу лет ничего не говорят ни про "Яра - дедушку Иисуса", ни про "христианского Саваофа", ни про тайные цели в истории богослужения и библейской текстологии, ни про столь хитро замаскированные тайные пружины богословского и политического противостояния сторонников и противников иконопочитания... Неужели Чудинов предложит всё это - выбросить за ненадобностью? Или он всё же успеет услышать встречное предложение?
9.3. Самое интересное заключается в том, что к изображению преп. Сергия Радонежского Чудинову не так давно довелось вернуться - в интернет-публикации "Современные иконы" (сент. 2012). Начинается эта публикация с гордого заявления Чудинова о своеобразном подтверждении правильности его методов "чтения" всякой ерунды неявных надписей на иконах: "Когда я писал работу ["Тайнопись на русских иконах"], мне казалось, что найденные мною тайные тексты на русских иконах относятся к глубокой древности, и на сегодня неизвестны ни верующим, ни церковным иерархам, ни иконописцам. Однако, хотя книга была написана 5 лет назад, за прошедшее с ее написания время мне не пришло ни единого критического замечания или хотя бы возражения ни со стороны РПЦ, ни от лица верующих, ни, тем более, от иконописцев. Это означало только одно – я не открыл никакой Америки, и всё, что касается изображения дохристианских богов на христианских иконах, давно известно большинству из них" (выделено мною).
Другими словами, Чудинов как обычно просто не заметил хотя бы тех детальных критических замечаний, которые были высказаны в 2009-м, 2010-м годах, а про не менее критические замечания 2012-го года и свой совершенно беспомощный "ответ" (выразившийся, как обычно, в том, что на более высококачественных изображениях Чудинов, нисколько не обращая внимания ни на "разрешение" фотоснимка, ни на применяемые им методологические несуразицы, снова "отыскивает" свои "надписи" - либо такие же, но в других местах, либо совсем другие) он так же просто забыл. А для того, чтобы придать своей псевдоисследовательской деятельности побольше весу в глазах малообразованных почитателей, сослался на каждому здравомыслящему человеку понятный факт: ни у кого "ни со стороны РПЦ, ни от лица верующих, ни, тем более, от иконописцев" просто не возникло желания официально "марать руки", связываясь с до очевидности глупыми чудо-чтениями в общем контексте специфики религиозного искусства.
Итак, давайте более внимательно посмотрим, что же на этот раз Чудинову удалось "вычитать", используя очередное мозаичное изображение.
Подождите, скажет недоумевающий читатель, а как же "воротник"? Ведь Чудинов только что чуть не клятвенно заверял нас всех в том, что он "не открыл никакой Америки, и всё, что касается изображения дохристианских богов на христианских иконах, давно известно...". Значит, если на какую-то долю зептосекунды предположить, что так оно и есть и "придерживающиеся традиций" иконописцы должны не только уметь читать "неявные надписи", оставленные их предшественниками, но и сами обладают этим "искусством тайнописи", то получается, что в данном случае что-то всё-таки не сложилось... Ведь рисунок складок "воротника" на данной мозаике - иной по сравнению с тем самым, известным практически каждому отечественному прихожанину (не говоря уже об иконописцах) шитым покровом (который, вне всякого сомнения, послужил основой для создания данного образа):
Значит, создатели этой мозаики уже разучились читать "неявные надписи"? А как же тогда они смогли "неявно" написать на бороде всякую ерунду "прочитанную" Чудиновым мамамылараму: "...РОД ЯРА, РУСЬ ЯРОВА. А на усах и губах можно прочитать текст: МИМ ЯРА, МОСКОВИТ, ЯРА ХРАМ. Слово МОСКОВИТ на левом усе (подозреваю, что и на правом, но там буквы очень размазаны) встречено нами впервые. На левой части бороды ниже, и на фрагментах правее можно прочитать слова: РАКА, РУНЫ РОДА, ЛИК ЯРА"? Но те, кто уверен в том, что Чудинов просто-напросто водит всех за левую часть бороды и левый ус нос, рано обрадовались! Чудинов и тут сумеет выкрутиться! Как только стало известно о том, что те самые мозаичисты из мастерской церковного искусства "Благовещение", мягко говоря, пришли в недоумение, когда узнали о чудо-предположениях насчет вписанных в мозаики словах, Чудинов тут же, не моргнув левым усом глазом, поставил свою изъезженную пластинку: "Понятно, что современные художники честно копировали древние оригиналы, за что они достойны только благодарности. Скорее всего, о многих тайнах древней иконописи они даже и не подозревали. <...> Что же касается упоминания иконописцами Яра и Мары, то такое упоминание на древних иконах восходит еще к палеолиту. И совершенно не зависит ни от меня, ни от иконописцев студии «Благовещенье». Просто потому, что отсутствие этих имён делает иконы несакральными, и они теряют свою благодать. Если художники переделают свои творения, чтобы исключить упоминание данных имён, то тогда они потеряют своих заказчиков, ибо их творения перестанут быть иконами". Выкрутился! Он-то ведь, конечно, лучше всех знает, вписывали или не вписывали! Конечно, они вписывали, иначе как бы Чудинов прочитал? Неужели же доверчивые читатели полагают, что Чудинов их обманывает и "читает" результаты собственных фантазий?! Быть такого не может! Чудинов, он - такой! Он - самый-самый! Он и "прочитает", то, что другие "должны были написать", и сам допишет, если они вдруг забыли это сделать!
Про остальной чудо-бред на тему "чтений" мозаик мастерской церковного искусства "Благовещение"
даже и говорить-то противно...
В общем и целом, остается только лишний раз убедиться в том, что в случае Чудинова мы имеем дело с обычным мозаичным сознанием, отягощенным непомерной амбициозностью, преизряднейшей долей невежества, огромной самовлюбленностью и практически полным отсутствием критического мышления...
10. Завершая наш обзор, обратимся к совместному труду Чудинова-Шершнева по дешифровке одной из византийских мозаик знаменитейшего храма св. Софии в Константинополе (ныне - Ayasofya в Стамбуле) "Об одной древней иконе Царьграда" (ноябрь 2008 г.). Своего соавтора Чудинов представляет публике как разработчика нового метода дешифровки - "чтения надписей по следам от микрорельефа мозаик, а также от сбитых или изъятых линий на рисунках", который "пошел" ещё дальше в глухой лес самого Чудинова и "стал читать те надписи, которые когда-то были, а сейчас остались в виде следов". Чудеса, да и только... Мы с вами, уважаемые читатели, уже неоднократно становились свидетелями того, как именно Чудинов "читает" никогда не существовавшие и им же самим выдумываемые "неявные надписи", а теперь, у этого профессионального выдумщика появился достойный ученик, "работающий" с тем, чего... уже нет. И если кто-то сразу подумал про используемую в современных исторических исследованиях трасологию (1, 2, 3, 4) то он, к сожалению, ошибся. Всё, оказывается, намного проще...
Последовательность действий по дешифровке предлагается такая: приезжаем в Стамбул и находим вот эту мозаику:
А дальше? Дальше - сразу, безо всякого специального образования, знакомства с имеющимися по этой теме научными исследованиями, без обращения к специальным методикам, и, просто проигноровав, оказавшийся в данном случае ненужным балластом, научный метод, начинаем "собственное расисследование": "Что видно явно? Складки одежды изображены витиевато, вычурно. Почему? Всмотримся лучше. Чтобы цвет не отвлекал, переведём изображение в чёрно - белое. Изгибы складок напоминают русские буквы...точно, многочисленные буквы НА РУССКОМ языке! Обводя букву за буквой, получаем слова, фразы. Надписей так много, что можно констатировать факт, что центральная фигура ВСЯ состоит из надписей! Надписи и на ликах слева и справа от Спасителя. Читаются сначала крупные, затем средние, затем мельче и мельче...". А мужики-то не знают! Вон оно что удумали хитрющие!.. И ведь никогда бы ни за что не разгадалась эта загадка, если бы не творческое развитие передовых чудо-методик... Но можно "двигаться" и ещё дальше... "Продолжаю исследование дальше. Методика проста. Берётся чёрно-белая копия иконы на бумаге. Обводятся общие контуры чёрного цвета; после этого смотрим на икону на некотором удалении от глаз под боковым, неярким светом. Находим глаза, буквы, овалы ликов. Затем обводим общий контур" (выделено мною; кстати сказать, насчет вычурности автор, на мой взгляд, несколько "погорячился", поскольку под такое описание больше подходят намного более поздние изображения, как например, вот это, или даже вот это. Но для проведения подобных сравнений необходимо обладать хотя бы некоторыми основными знаниями по истории религиозного искусства). После завершения этих чудесных превращений мы видим уже не мышонка не лягушку а неведому зверюшку полностью преобразившееся изображение:
Причем, если вернуться к исходной мозаике - ничего похожего без использования чудо-методики нам увидеть не удастся:
Ну а дальше - пошло-поехало:
(это, не пугайтесь только, та же самая центральная фигура мозаики)
При большущем желании и на правой фигуре исходной композиции можно "отыскать" примерно всё то же самое:
И ведь использующих эту "методику" псевдоисследователей, как ни странно, совершенно не беспокоят ни историческое развитие технологии изготовления мозаик, ни необходимые для детального изучения и анализа отдельных ее элементов особенности фотосъёмки и воспроизведения изображения... Вот такие получаются "открытия", если всякие там сведения и уж тем более исследовательскую литературу (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и т.п.) аккуратненько выкинуть на помойку отложить в сторону и воспользоваться "настоящим инструментом" - пролетарским чутьем большущим желанием прославиться (невзирая на полное невежество и совершеннейшую дремучесть в вопросах методологии проведения исторических исследований)!
Не зря, выходит, уж сколько лет бытует выражение "Mit der Dummheit kämpfen Götter selbst vergebens" (слова Тальбота из "Орлеанской девы" Фр. Шиллера; пер. В.А. Жуковского)...
* * *
Полюбоваться мозаиками храма св. Софии безо всяких там чудо-методик можно здесь и здесь, полюбоваться красотами античной мозаики можно здесь, познакомиться с современными технологиями изготовления мозаичных икон можно здесь, а получить представление об истории различных типов мозаики можно здесь.
Спасибо за внимание!
До новых встреч!