Не так давно Чудинов в своей обычной манере "прошелся" по знакам зодиака, осторожно возведя свою "прогулку" под звездным небом в ранг частично подтвержденной гипотезы о древних названиях зодиакальных созвездий. Как и следовало ожидать, упомянутым знакам пришлось разделить скорбную судьбу всего, к чему прикасается Чудинов, а именно - стать "прочитанными"... Казалось бы, этим никого уже не удивишь, однако, как представляется, можно лишний раз повосхищаться тому, с какой бесцеремонной находчивостью Чудинов вводит в "научный" оборот самодельный обработанный собственными руками "новый материал".
1. Фигуры знаков зодиака Чудинов, особо не раздумывая, берет из самого надежного и авторитетного, по его мнению, источника - первого попавшего в поле зрения интернет-сайта. При этом его совершенно не заботит возможная вариативность их начертания и он ограничивается современным видом этих самых знаков, полностью приводя текст из интернет-источника: "Объяснений происхождения зодиакальных символов предложено множество. Одни считают их стилизованными буквами греческого алфавита, другие - египетскими иероглифами, а третьи видят в них некие мистические символы. Наиболее приемлемым кажется толкование Агриппы Неттесгеймского и Скалигера: Овен – голова барана; Телец – голова быка; Близнецы – два человека, соединенные руками и ногами; Рак – клешни рака или символ возможности двигаться вперед и назад; Лев - стилизованное изображение льва; Дева - стилизованное изображение крыльев Девы; Весы - водяные весы; Скорпион - стилизованное изображение Скорпиона; Стрелец - лук и стрела; Козерог - стилизованное изображение козла; Водолей - поток воды; Рыбы - две рыбы. По-видимому, и иероглифическое объяснение недалеко от истины, т.к. генезис иероглифов и этих 12 стилизованных изображений весьма схожи". Приведенный текст достаточно широко распространен в сети, но для Чудинова он, собственно говоря, особой ценности не представляет, чем и обусловлено предание его забвению в последующем - не таком уж и обширном - чудо-тексте.
1.1. Как представляется, некоторые пояснения всё же необходимы, поскольку в чудо-понимание "исследования" историческая составляющая почему-то в очередной раз не включается (и дело, скорее всего не в том, что ему просто лень на всё это время тратить, поскольку и так понятно, что "объект будет прочитанпри любой погоде", а - в том, что Чудинов не в первый - и, видимо, не в последний - раз сознательно игнорирует методику исторических исследований, вычеркивая все, что лично ему мешает наслаждаться собственной ограниченностьюисключительностью). Специальные обозначения для зодиакальных созвездий известны, действительно, с давних времен (более подробно об их названиях в древнегреческой литературе см. здесь, о месопотамских "корнях" зодиака см. здесь). Так, например, фигуры для них зафиксированы на нескольких античных памятниках (оставляем в стороне восточные варианты)
1. 2.
3. (также см. a, b, c)
4.
Но в нашем случае требуются не фигурные изображения, а именно условные, поскольку Чудинов выдвигает гипотезу о том, что эти самые символы знаков зодиака - не что иное, как те самые знаки "самого древнего слогового письма на Земле" - "руницы" (выдуманной самим же Чудиновым и отыскиваемой им на любых изображениях: "...у этрусков не было своего алфавита, и они периодически использовали и руницу (руны Макоши) и протокирилловский (руны Рода), италийский и греческий алфавиты, добавляя свои знаки"; "Именно в силу своей сочетаемости с любым из славянских алфавитов руница образует иногда смешанные тексты, из которых, зная один из алфавитов <...>, можно было определить значение знаков руницы. Но возможно и обратное: зная руницу, определить значение букв неизвестного алфавита" и проч.), записанные в виде лигатур.
1.2. В связи с тем, что Чудинов в своей интернет-публикации предлагает возможность "продвинуться вглубь истории названий зодиакальных созвездий", используя метод интерпретации условных изображений знаков зодиака посредством "трупногоразложения лигатур", возникает немаловажная проблема: требуется установить значительную древность самих рассматриваемых знаков. Полагаю, что вполне оправданно было бы считать напрасной тратой времени попытки объяснения с помощью изображений с лозунгом "Слава КПСС!" - из нашего недавнего прошлого - исторической ситуации XVIII или даже XIX веков в нашем много-чего-всякого-повидавшем на своем веку Отечестве...
Конечно, гипотетически можно учитывать вероятность наличия "подтекста" (или какого-нибудь "тайного смысла") даже в приведенном примере и исключить таковую возможность допустимо лишь в случае нашей полной уверенности в однозначности трактовки, заложенной "автором" в свое произведение (разумеется, предварительно исключив возможности появления обусловленной "контекстом" двусмысленности, как, к примеру, в этом случае). Другими словами, мы должны получить подтверждения правильности нашего понимания авторского замысла. Чудинов считает, что уверенность в истинности интерпретации дается непосредственно прочтением - раз так прочитано, значит так и написано! Но для того, чтобы форма знаков "донесла" до наших времен свои, заложенные древним автором (и, как полагает Чудинов, открывшиеся только ему), загадки, хорошо было бы - для начала - проследить устойчивость формы этих самых знаков на значительном промежутке времени. И только после этого, как представляется, можно пытаться осуществлять "анализ" этих форм в поисках запрятанных там древним автором "посланий".
1.3. Итак, давайте пристально посмотрим на подвергшиеся надругательствуисследованию на предмет наличия "неявных надписей" знаки зодиака из интернет-публикации Чудинова (избранная им последовательность расположения знаков, полагаю, особой роли не играет, поэтому нумерацию мы вводим просто для удобства последующих обращений к этому исходному изображению) и соотнесем их с одним из встречающихся в сети вариантов (справа):
("зеркальность" изображения для 1-го и 2-го знаков Чудинов весьма своеобразно объясняет в предшествующем изложении, хотя при сравнении рис. 1 и рис. 2 в его публикации очевидно как раз отсутствие "зеркальности" знаков на "изображении участка Марса"). Отметим, что, на наш взгляд, графика знаков, использовавшихся Чудиновым наиболее близка к изображениям, помещенным в русском издании книги известнейшего американского астролога Дж. Ллевеллина (George Llewellyn) "Астрология от А до Я" (1993; является переводом 12-го издания - 1969 г. - его книги "A to Z horoscope maker and delineator") на с. 19:
Хотя в одном из очередных переизданий (1928), которое оказалось доступным для изучения, на с. 44 изображения знаков зодиака имеют несколько другой вид:
2. А зачем, собственно говоря, нам понадобилось пристально смотреть на эти изображения? - спросит, быть может, неискушенный в хитросплетениях чудо-творчества читатель. Дело в том, ответим мы, что Чудинов, даже несмотря на то, что его "гипотеза", по его же собственным словам, нашла "подтверждение" (да и то, как мы чуть позже увидим, с огромнейшей натяжкой) всего только в двух - из двенадцати - случаях, считает возможным - опираясь на "чтение" этих самых знаков - утверждать, что, используя его методику, "мы получаем как раз более древние названия созвездий, чем те, которые стали использоваться позже". Дело-то, получается, совсем - нешуточное! Поэтому постараемся отнестись к нему со всей возможной серьезностью и тоже совершим "прогулку" - только, в отличие от Чудинова, не по собственным фантазиям, а по изданным к настоящему времени книгам, в том числе - справочного и исследовательского характера. Основной целью предпринимаемого нами путешествия можно считать поиск комплекса знаков, идентичного использовавшемуся Чудиновым (наиболее сильно отличающиеся по форме знаки обведены цветными рамками), и, по возможности, установление времени его появления.
2.1. Самое простое начало для подобного рода "книгопутешествия" - энциклопедии. С них и начнем.
Статья "Знаки астрономические", к каковой нас отсылает статья "Зодиак" в 3-м издании Большой советской энциклопедии, содержит очень даже похожие на использовавшиеся Чудиновым изображения знаков, хотя, надо отметить, настораживают некоторые отличия (выделены прямоугольными рамками) для 2-го (Козерог) и 11-го (Весы) знаков:
Заинтересовавшись этими отличиями, откроем семнадцатый том более раннего - второго - издания той же самой Большой советской энциклопедии (ст. "Знаки астрономические"):
Интересно, что при тех же отличиях для 2-го и 11-го знака добавляется немаловажная отличительная деталь для 6-го знака (Овен) - отсутствие четко выраженных закруглений на "рожках"...
Давайте тогда уже - при такой устойчивой традиции - заглянем в до-советскую энциклопедию. В принципе, это не так уж и сложно - берем "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" (1890-1907) и открываем нужный том (т. 12а) в нужном месте:
Очень интересно получается: для 11-го знака (Весы) отличий нет, для 6-го (Овен) - почти нет, для 2-го (Козерог) отличие сохраняется, но теперь уже, ко всему прочему, добавляется ещё одно отличие - для 5-го знака (Стрелец): вместо креста появляется дуга, да и сам знак поворачивается "вниз".
Хорошо, заглянем в другую солидную - "соседнюю" по времени издания (1906-1913) - русскоязычную энциклопедию (т. 7):
Предсказуемая специфика для изображения 2-го знака и совершенно непредсказуемый "поворот" для 5-го знака, возвращающий его к ставшему для нас привычным положению "стрелкой вверх"...
А если попробовать заглянуть в какую-нибудь заграничную энциклопедию? И это - не проблема. Давайте возьмем 11-е издание "The Encyclopaedia Britannica" (1910-1911) и откроем 28-й том:
Ещё интереснее: при неразборчивости 2-го знака (Козерог) и радикальном переосмыслении 5-го знака (Стрелец) (две стрелки вместо креста и одной стрелки), появилась неясность для 1-го знака (Лев)...
Теперь давайте обратимся к фундаментальной "Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft" (именуемой также Паули-Виссова). В девятнадцатом полутоме (Bd. X A. Zenobia–Zythus) на с. 555 находим нужную нам статью и сравниваем с увиденным ранее. Перед нами - ставшее уже хорошо знакомым по русскоязычным дореволюционным энциклопедиям изображение для 2-го знака (Козерог) (напомним, что во втором и третьем изданиях БСЭ есть небольшое отличие от предложенного - в положении "хвостика" петли), да и остальные знаки, в целом, очень даже привычные:
Ситуация с изображениями знаков зодиака уже становится интригующей. Сделаем скидку на то обстоятельство, что все рассмотренные нами до этого книги являются хотя и энциклопедиями (я бы даже сказал Энциклопедиями - с большой буквы), но все же - достаточно широкими по степени охвата материала (хотя качеству исследования это нисколько не мешает). Может быть, имеет смысл обратиться к литературе более узкой направленности?
2.2. Начнем с современных русскоязычных изданий. Возьмем - для разминки - "Энциклопедию знаков и символов" (2006), составленную К.М. Королевым. Данная книга опирается опять-таки на энциклопедические сведения (в самом конце книги на четырех страницах - 600-603 - приведен перечень использовавшейся составителем исследовательской и справочной литературы: как отечественной, так и зарубежной), но, тем не менее, ознакомимся и с ней. На с. 239 находим интересующую нас таблицу знаков зодиака.
Конечно, невооруженным глазом видна своеобразная стилизация (на примере знаков "Близнецы" и "Дева"), но, кроме нее, заметны весьма существенные изменения в конфигурации линий, что, как известно всем хорошо знакомым с чудо-творчеством, играет весьма важную роль при идентификации фрагментов в качестве "букв". Интересно то, что 2-й знак (Козерог) с каждым разом все больше и больше напоминает русскую букву "ъ", да и "хвостик" петли совсем почти загнулся... 5-й знак (Стрелец) претерпел немаловажное изменение во взаимном расположении линий (отказ от перпендикулярности), 11-й знак (Весы) опять-таки имеет ярко выраженные "торцы" для горизонтальных линий, а 1-й знак (Лев) просто потерял окружность...
А на с. 241 нас поджидает весьма примечательная репродукция
из книги Атанасиуса Кирхера (Athanasius Kircher) "Эдип Египетский" (Oedipus Aegyptiacus, Hoc Est Universalis Hieroglyphicae Veterum Doctrinae temporum iniuria abolitae Instauratio...) T.2, pars 2. 1653. Р. 160). Весьма примечательно то, что в данной книге XVII века используется принципиально иное - по сравнению с уже знакомым нам - изображение для 5-го знака (Стрелец). Да и 2-й знак (Козерог) как-то по-другому смотрится...
Обратимся к следующей - уже совсем "узконаправленной" - книге: Саплин А.Ю. Астрология для всех (2007). Она, как и упоминавшаяся чуть ранее книга, составленная К. Королевым, интересна для нас не только сводной таблицей более-менее современных начертаний знаков зодиака (с. 163), но и репродукцией (с. 23) иллюстрации из старинной книги (кстати сказать, только что рассматривавшаяся нами иллюстрация из книги А. Кирхера там тоже есть - на с. 168) Гр. Райша (Gregor Reisch) "Margarita philosophica", изданной в 1503 г.
Отметим, что в сводной таблице изображение 5-го знака (Стрелец) практически аналогично встреченному нами ранее в Еврейской энциклопедии (т. 7), изображение для 2-го знака (Козерог) - ближе к знакомому нам по 2-му и 3-му изданиям БСЭ, а изображение для 7-го знака (Водолей) имеет вид волнистых линий со сглаженными углами, отличный от привычной для нас (и использовавшейся Чудиновым) остроугольной формы... Зато в репродукции из книги Гр. Райша (Lib. VII, tract. 2), наиболее ранней (по времени выхода в свет) из рассматривавшихся нами, мы встречаемся с весьма непривычной графикой для 6-го (Овен) и 3-го (Рак) - с прямыми, а не закругленными линиями - знаков, а также с уже знакомой нам формой для 5-го (Стрелец) - угадывается графика, близкая к изображению из "The Encyclopaedia Britannica", и 2-го (Козерог) - форма знака очень близка к той, которую мы видели в книге А. Кирхера и весьма отдаленно напоминает "ъ" - знаков.
2.3. В зарубежной литературе интересующие нас обозначения встречаются довольно-таки часто, и, надо отметить, имеют значительное число вариаций. Начать выборочный обзор книг можно с исследования Tamsyn Barton "Ancient astrology" (Routledge, 2003), где на с. 92 встречаем привычные для нас формы начертаний знаков:
Отметим, что графика 2-го знака (Козерог) в данном издании весьма близка к встреченной нами во втором и третьем изданиях БСЭ (и, опять-таки, имеет некоторое сходство с начертанием "ъ").
В современном издании (1996) книги The Key of Destiny (авт. Harriette Augusta Curtiss, Frank Homer Curtiss) последовательное расположение зодиакальных созвездий (условные обозначения знаков зодиака здесь совмещены с традиционными фигурными изображениями) вынесено на обложку, а в более раннем издании (1928), с которым мы имели возможность ознакомиться, эта же иллюстрация расположена на вклейке между с. 30-31:
Обратим внимание не только на уже известное нам - начиная с книги А. Кирхера - изображение стрелы с оперением в качестве обозначения 5-го знака (Стрелец), но и на почти до неузнаваемости модифицированное обозначение для многострадального 2-го знака (Козерог). К слову, точно такое же обозначение для этого знака можно встретить в книге J. Edw. Cornelius Aletheia, Astrology in the New Aeon for Thelemites (2011) - в таблице, указывающей соответствие планет, знаков зодиака и арканов Таро (о которых мы - хотя и в другой связи - упоминали не так давно) - на с. 56:
:
Здесь, кроме всего прочего - привычных современных изображений знаков зодиака - находим и упрощенный (по количеству вершин) вариант волнистых линий для 7-го знака (Водолей).
Интересную модификацию для 5-го знака (Стрелец) можно найти в изображении эфиопского гороскопа (из книги: John G. Jackson Ethiopia and the Origin of Civilization. 1939)
Хотя, кроме неё, можно обратить внимание на сюрпризы для изображения 1-го (Лев) и 11-го (Весы) знаков...
Продолжая наш обзор современной англоязычной литературы, по интересующей нас тематике, отметим, что, к примеру, в книге "A Brief History of Ancient Astrology" (Roger Beck, Blackwell Publishing, 2007. 159 p.) используются только названия созвездий, но ни разу не встречаются изображения знаков зодиака - даже на иллюстрациях. Зато в книге "The Astrologer's Handbook" (Frances Sakoian. Harper & Row Publishers, 1989. 469 р.) все как раз наоборот - в схемах используются только знаки. Типовые изображения обозначений зодиакальных созвездий приведены в табл. 2 (в самом начале этой книги):
Модифицированный вид для 2-го знака (Козерог) уже не вызывает удивления (и теперь это уже совсем не похоже на "ъ"), но кроме него, как представляется, следует обратить внимание на отчетливо прорисованные прямые линии в изображении для 3-го знака (Рак) и уже знакомую нам по "The Encyclopaedia Britannica" композицию - две стрелки - для 5-го знака (Стрелец).
Дальнейшему упрощению (в сторону выпрямления) изображение для 2-го знака (Козерог) подверглось в книге "All Around the Zodiac: Exploring Astrology's Twelve Signs" (Bil Tierney, 2001. 460 р.) - в таблице на с. 15:
И если по поводу прямизны/кривизны линий для 3-го знака (Рак) можно придерживаться различных точек зрения, то для 7-го знака (Водолей), вне всякого сомнения, избраны остроугольные "волны".
Продвигаясь "в глубину столетий", находим интереснейшую книгу: Fritz Saxl "Verzeichnis astrologischer und mythologischer illustrierter Handschriften des lateinischen Mittelalters" (1915), которая оказалась весьма ценна для нас, в первую очередь, репродукциями из другой книги (ss. 54-61) - жившего на рубеже XV-XVI веков немецкого исследователя астрономии и астрологии Иог. Ангелуса "Astrolabium planum..." (Augsburg, 1488):
(репродукции иллюстраций из оригинального издания данной книги можно посмотреть здесь и сравнить их с великолепно иллюстрированным Cod. Pal. germ. 832)
Хорошо видно, что на приведенных репродукциях из книги конца XV века используются весьма специфические изображения для следующих знаков зодиака: 6-го (Овен) - без закруглений, 5-го (Стрелец) - "стрелка + дуга", 11-го (Весы) - четкие "торцы" верхних линий, 3-го (Рак) - прямые линии, и 2-го (Козерог) - что-то напоминающее "ъ"... Весьма похожими на эти начертания следует признать изображения знаков зодиака из другой старинной книги:
Продолжение следует...
По материалам ЖЖ ser_serg 1 и 2 (с согласия автора)
Другие работы того же автора с критикой чудиновщины